Сертификация услуг. Общие сведения
«В Европе уже давно существует практика сертификации клиник, гостиниц, передержек для животных. Считается правилом хорошего тона, если в месте оказания услуг для животных на информационном стенде висят несколько сертификатов соответствия нормативным документам, которыми руководствуются владельцы. Получены они, как правило, в различных сертификационных центрах и это также поднимает престиж заведения и обеспечивает ему высокую конкурентную способность. Считаю, что появление такой возможности у российских предпринимателей дает им возможность поднять бизнес на новый уровень»
Проведение сертификации услуг для непродуктивных животных
При добровольной сертификации услуг для непродуктивных животных применяют схемы сертификации, представленные в таблице:
Номер схемы |
Оценка выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испытания) результатов услуг (работ) |
Инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ) |
---|---|---|---|
1 |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 |
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 |
Анализ состояния производства |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль состояния производства |
4 |
Оценка организации (предприятия) |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль соответст- вия установленным требованиям |
Заявитель указывает одну из схем сертификации и предлагает ее органу по сертификации.
Различные схемы рекомендуется применять в следующих случаях:
По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
По схеме 1 проверяют:
– наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации работников, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения, применительно к оказанию услуг населению и организациям;
– знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги (работы), деятельность.
Схему 1 применяют для услуг (работ), качество которых обусловлены мастерством конкретного исполнителя.
По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности и специфики процессов оценивают:- наличие и соблюдение требований к нормативным и техническим доку-ментам на процессы оказания услуг (выполнения работ);
- оснащение помещениями, техническими средствами, оборудованием, инструментом, а также их соответствие установленным требованиям;
- наличие и состояние технических средств;
- безопасность и стабильность процесса оказания услуг (работ);
- профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, производственного и обслуживающего персонала.
По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг; схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты работ и услуг.
По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов и других нормативных документов; схему 4 применяют для оценки организации - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям.
- наличие и функционирование системы обеспечения качества оказываемых услуг (выполняемых работ);
- организационное, правовое, программное, методическое, информационное, материальное, метрологические и другое обеспечение;
- состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение оборудованием, инструментами, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др.;
- стабильность функционирования систем технического обеспечения и обслуживания;
- условия обслуживания потребителей услуг;
- наличие и соблюдение требований нормативных и технических доку-ментов на процессы оказания услуг (выполнения работ);
- безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
При проведении сертификации по схеме 4 могут быть подтверждены формат, категория или тип предприятия, оказывающего услуги (выполняющего работы), если это предусмотрено соответствующими нормативными и техническими документами.
Процесс сертификации услуг для непродуктивных животных состоит из следующих этапов:- подачу заявителем заявки на сертификацию услуг;
- рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;
- принятие решения по заявке;
- оценку соответствия;
- принятие решения о выдаче сертификата соответствия;
- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами).
Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами) в общем случае содержит следующие виды работ:
- сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных услуг;
- разработку программы инспекционной проверки;
- формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов проверки и принятие решения.
- контроль процесса выполнения работ и оказания услуг;
- подтверждение того, что в процесс выполнения работ и оказания услуг не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.
Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сведений государственных органов контроля и надзора в сфере обращения продукции и услуг для непродуктивных животных, независимых организаций об отрицательных результатах проверок сертифицированных работ и услуг, жалоб и претензий к деятельности организаций.
Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организации, выполняющей работы и оказывающей услуги, при изменении технологической схемы выполнения работ и оказания услуг - об этих случаях орган по сертификации должен извещаться незамедлительно держателем сертификата.